Более 20% всей рекламы занимает реклама лекарственных препаратов, в том числе рекламируются лекарства для детей. С одной стороны это удобно — у каждой мамы на слуху известные средства, которыми она может помочь малышу при температуре , кашле, насморке и т.д. Но доктора и ученые во всем мире все больше склоняются к полному запрету рекламы лекарственных средств, считая ее одним из главных врагов человеческого здоровья.
Везде реклама
На рекламе лекарства для детей и взрослых сегодня зарабатываются такие деньги, что непосвященному человеку даже, наверное, такие числа сложно себе представить. На такой способ подзаработать сложно не соблазниться любому человеку, чем и пользуются фармакологические компании. В итоге, реклама лекарственных препаратов буквально везде.
- Телевизор, радио, солидные издания и желтые газеты — везде обязательно присутствует реклама лекарств и БАДов, а под ними еще и восторженные отзывы от якобы реальных людей.
- Встречается и такое, когда медийные доктора (примелькавшиеся в прессе) рекламируют те или иные препараты, уверяя, что “просто пейте этот препарат, и проблема решена”.
- Рекламу лекарств можно увидеть даже в журналах, очень далеких от медицины, в виде завуалированных интервью, когда известный человек (телеведущий, артист) рассказывает о своей жизни и между делом, как бы невзначай, несколько раз упоминает какой-то препарат, благодаря которому у него здоровые суставы/голова/нервы.
Рекламируют лекарства для детей не только СМИ, но и просто наши знакомые (“вот мы давали нашему Петеньке Клоподар, и лишай как рукой сняло”) — никогда не ведитесь на такие советы. Откуда вам знать, какой диагноз был у того Петеньки, и совпадает ли он с вашим.
Поэтому, если вы, например, подозреваете у своего ребенка гиперактивность (СДВГ), нужно не пичкать ребенка гомеопатическими препаратами, якобы улучшающими концентрацию внимания, а идти к доктору за советом. Может и нет у вас никакого синдрома дефицита внимания, а ребенку просто некуда девать энергию.
В чем опасность лекарства для детей из рекламы?
Доктора выступают за запрет рекламы лекарств не из вредности или ревности, а потому, что она очень часто вводит людей в заблуждение, приводящее к тяжелым последствиям, порой необратимым.
- Переплата. Самый безобидный минус, пожалуй, состоит в том, что выбирая разрекламированное средство, мы не обращаем внимания на его аналоги, которые зачастую ничуть не хуже и дешевле. Правда, бывают такие лекарства, когда, действительно, более дорогой вариант лучше — и это еще один аргумент в пользу консультации врача.
- Покупка “пустышек”. Очень много рекламируемых препаратов — БАДы и гомеопатия, эффективность которых либо не доказана, либо очень низкая. Грамотный врач никогда не назначит эти средства в качестве основного лечения — они могут идти только в дополнение. Принимая такие средства, вы можете просто снять некоторые симптомы, приняв это за излечение, а болезнь будет продолжать развиваться.
- Мошенничество. Если доктор предлагает купить препарат прямо у него в кабинете, бегите от такого “специалиста”. Сертифицированные лекарства с доказанной эффективностью продаются только в аптеке. А то, что вам предлагают в кабинете, может быть бесполезным БАДом или сильным, но не испытанным препаратом.
- Заблуждение. Иногда слоганы в рекламе тех или иных препаратов реально вводят людей в заблуждение, заставляя даже паниковать, что если они не начнут принимать этот препарат, будут серьезные последствия. Например, могут звучать такие фразы: “препарат предотвращает дефекты внутриутробного развития”, “незаменимое средство при беременности/для печени/для желудка”, “в условиях недостатка такого-то элемента в регионе”... Знакомо? Конечно, мы не говорим, что “раньше обходились без таблеток, и ничего”, но зачастую проблемы недостатка веществ или рисков бывают действительно надуманными. Поэтому, если вам кажется, что подобные риски в вашем случае существуют, поговорите об этом со своим доктором.
- Самолечение. Этот страшный сон врачей, наверное, никогда не закончится. “Благодаря” рекламе, люди сами ставят себе диагноз и активно “лечатся”, а когда болезнь все-таки побеждает, доктор уже не в силах ничего сделать. В итоге виноватым оказывается доктор. Такая ситуация особенно печальна, когда дело касается детского здоровья. Яркий пример — средства от кашля. Мы же с вами понимаем, что кашель у ребенка бывает по разной причине, и средства, подавляющие его или, наоборот, усиливающие, могут нести страшную опасность, если их назначить неверно. Другой пример: у ребенка возникли симптомы, очень похожие на те, что уже были при какой-то болезни. Это не повод лечиться теми же лекарствами! Только врач может поставить диагноз и назначить лечение. Даже если у вас точно то самое заболевание, то же лекарство может не помочь (особенно это касается антибиотиков).
- Передозировка. Для каждого лекарства и витаминов существует строгая дозировка для каждого состояния и возраста. Именно реклама очень часто заставляет человека легкомысленно относиться к лекарствам и принимать их бесконтрольно. Особенно это касается витаминов и растительных препаратов.
Создавая рекламу лекарств и витаминов, нас часто запугивают несовершенством современного мира. Мол, воздух грязный, кругом радиация от вышек связи, все злые, фастфуд, стрессы, ритм и прочие, в большинстве своем, надуманные проблемы. Решив купить тот или иной препарат по рекламе, помните, что лекарства создаются для сохранения здоровья и жизни людей, но в неумелых руках они легко превращаются в яд. Берегите здоровье своих детей — всегда советуйтесь с врачом.